X

заказать звонок

Заполните форму и мы вам обязательно перезвоним

Круглосуточно 8 (495) 429-9950 8 (800) 555-9266 С 09:00 до 20:00 8 (926) 212-4743

Гробы

от 4 т.р.

Венки

от 1.7 т.р.

Кресты

от 2 т.р.

Транспорт

от 6 т.р.

Обряд погребения по православным обычаям

Особенности православного обряда погребения

   Православная Церковь считает тело человеческое освященным благодатью храмом души, а жизнь настоящую временем подготовки человека к жизни вечной, смерть же признается сном, после которого и наступает эта будущая жизнь. Отряду погребения отдается очень значительная роль – перехода в иную жизнь.

 

   Смерть является самым последним уделом человека на земле, расставшись с телом, душа предстает перед Божьим судом. Верующий христианин боится умирать с непрощенными грехами, которые становятся мучительным и тяжким бременем в загробном мире. Самый задаваемый и актуальный вопрос для верующего человека – как же все-таки наиболее правильно подготовиться к смерти. К ослабленному болезнью человеку рекомендуется позвать священнослужителя, он и причастит умирающего, и грехи отпустит, и таинство соборования по всем правилам совершит. В свой смертельный час человека тяготит чувство страха и томление души. Для успокоения и умиротворения души умирающего, если нет возможности пригласить священника, родственники могут и сами прочесть ему отходную – это собрание молитв в Молитвослове, что называется «Канон молебный при разлучении души с телом». Заканчивается этот Канон молитвой от иерея, которая читается на исход души, освобождает ее от уз земных и какого-либо рода клятв, данных при жизни. Читать ее имеет право только сам священник, поэтому, если родственники читали отходную, эту молитву нужно пропустить.

 

   Погребальные обряды над умершими мирянами наполнены глубочайшим смыслом и несут в себе завещание самого Господа, они основаны на учениях святой Православной Церкви, символизируют веру в воскресение и бессмертие человеческой души. Абсолютно все народности почитают и считают священным закон о погребении умерших христиан, свято соблюдают традиции и обряды христианства, которые несут утешение и веру в наступление вечной бессмертной жизни после плотской смерти.

 

   Сразу после смерти тело усопшего принято хорошо обмыть. Омовение символизирует чистоту духовную умершего христианина, совершается в знак непорочности его жизни. Дабы усопший предстал перед Богом в чистоте при своем воскресении.

 

   После этого ритуала принято одеть на тело умершего  новую чистую одежду – это считается признаком нетления и вечной жизни. Обязательно следует удостовериться, что на шее умершего есть нательный крест, даже если при жизни человек оного не носил по каким-либо причинам. Только после этих приготовлений покойника укладывают в гроб, который следует побрызгать свяченой водой внутри и снаружи. Под голову и плечи умершего принято подкладывать небольшую подушку. Цвет подушки предпочтительно белый в тон обивки гроба, сейчас в основном покупают гробы обитые тканью. Руки складывают крестообразно – правая должна быть сверху. Согласно погребальному обычаю в левую руку усопшего нужно вложить крест, на грудь кладут икону: для женщин – это образ Божьей Матери, а для мужчин – образ Христа Спасителя, они символизируют безграничную веру умершего в Христа, который был распят ради его спасения и передает ему душу свою, вместе со святыми переходит к созерцанию Творца своего. На лоб обязательно кладут венчик бумажный. Усопший христианин должен быть украшен венцом-символом воина, который победил все мирские искушения, пагубные соблазны и страсти житейские и теперь достоин награды в Царстве Небесном. На таком венчике изображены Господь наш Иисус Христос, святая Богородица, святой Иоанн Предтеча и Креститель Господень с  такими словами Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Каждый христианин жаждет получить свой венец за совершение подвига и веру свою безраздельную, умерший надеется на милосердие Бога Триединого и по прошению Предтечи Господня и Святой Божьей Матери.

 

   Качество и материал, из которого сделан гроб, особенного значения не имеет, это может быть обычный дубовый гроб или модные сейчас полированные гробы. Находящееся в гробу тело умершего обычно накрывают белым саваном, что указывает на то, что покойный прихожанин Православной Церкви, соединившийся с Христом в священных таинствах, отныне находится под покровом Божьим, и что Церковь будет молиться о душе его до скончания веков.

 

   По православному обычаю гроб ставится посередине комнаты, перед ним обязательно должны быть иконы. До выноса гроба с телом покойника в доме должна гореть свеча или лампада. Также вокруг гроба зажигают свечи крестом – в голове, в ногах и по обеим сторонам. Этот ритуал сопровождает переход усопшего в другой лучший загробный мир.

 

   В наше время существует очень много неправильных суеверий, навязанных скорбящим людям нерадивыми «советчиками». Например, в гроб советуют класть деньги, хлеб, предметы туалета – это все полнейшая чушь. Православные обряды допускают и приветствуют возложение в гроб цветов, желательно возлагать живые цветы или венки из живых цветов. Благоухание цветов и кадильниц славят Господа, возносят хвалу Творцу нашему, напоминают о цветущем райском саде. Именно цветы святой праведник Иоанн Кронштадтский  назвал отзвуками рая.

 

   Над телом усопшего принято читать Псалтири – они являются молитвой родственников о покойном, утешает оплакивающих его, обращает их молитвы о помиловании души к Господу нашему. Псалтирь положено читать не переставая до самого погребения умершего. Святое учение Православной Церкви утверждает, что пока тело усопшего неподвижно и бездыханно, душа его мается, рвется на части, сталкивается с преградами на пути к вечному Царству. Для того чтобы облегчить этот нелегкий путь, душе покойного читают Псалтири, служат панихиды, либо же, если времени не очень много, читают заупокойные литии – заключительную часть панихиды. Во время службы панихиды все молящиеся держат в руках зажженные свечки – символ теплой молитвы и любви к усопшему. Православная Святая Церковь говорит о том, что душа усопших людей восходит к Господу Богу нашему с трепетом и страхом, а близкие, читая молитвы и служа панихиду, уповают на милость суда Божьего и просят Господа о помиловании и успокоении души.

 

   Предание тела усопшего земле и его отпевание, согласно традициям Церкви, происходит на третий день. Отсчет дней ведется непосредственно с самого дня смерти. Отпевание совершается в храме, в отдельных случаях священник может провести этот ритуал прямо дома. Перед тем как выносить гроб с усопшим из дома, батюшка служит литию заупокойную, сопровождая ее каждением – этот обряд говорит о том, что душа усопшего уповает о благоуханной вечной жизни. Процедура каждения символизирует то, что душа умершего возносится к престолу Божьему, уподобляясь кадильному фимиаму.

 

   Святая Православная Церковь настаивает на том, что процедура отпевания должна носить не траурный, гнетущий и скорбный характер, как это чаще всего принято, она должна быть скорее  торжественной и трогательной. Родственники и близкие, провожающие умершего в последний путь, традиционно одеты в темные и траурные одежды, в то время как облачение священнослужителя всегда светлых тонов. Отпевание усопшего в отличие от панихид совершается единоразово. После этого ритуала следует поминальное действо. Возле гроба с телом умершего на специально приготовленный столик ставится поминальная кутья с зажженной посредине свечой. Кутья – это сваренное из зерен пшеницы или риса поминальное блюдо, смешанное с медом и изюмом. Зерна символизируют зарождение новой жизни, предстоящее воскресение умершего. Тело усопшего должно быть предано земле подобно зернам, чтобы истлеть и возродиться для новой лучшей жизни. Сладости в составе кутьи символизируют сладостное блаженство духовного рая. Поминальная кутья готовится не только при отпевании и погребении тела умершего, но и при последующих поминальных обрядах, говорит о святой и безграничной вере православного народа в воскресение и вечную благодатную жизнь. Как наш Христос умер плотью и воскрес, чтобы жить вечно, так и каждый человек воскреснет для лучшей жизни. До конца отпевания гроб должен оставаться открытым, если того позволяет тело умершего. Православная Церковь запрещает отпевание покойных в светлый праздник Рождества Христова и в первый день светлой Пасхи Господней. Иногда заказывают заочное отпевание усопших, однако Православные учения этого не одобряют. Такое отпевание стало возможным в военное время, когда родственникам сообщали о смерти близкого солдата, а тело для захоронения не отдавали.

 

   Также Церковь не позволяет своим служителям отпевать людей, самостоятельно ушедших из жизни – самоубийц. Такие люди лишены возможности быть погребенным по всем традициям и обычаям Православия.

 

   Обряд православного отпевания состоит из ряда песнопений, в которых кратко представлена судьба всего человечества – начиная с первых людей на земле Адама и Евы, нарушивших Божью заповедь и обращенных в землю, из которой пришли. Святая Церковь молится о милости и прощении Божьем для человека, уповает к милосердию его и человеколюбию, молит Господа об отпущении грехов и позволении войти в Святое Царство Небесное. В завершении отпевания батюшка читает разрешительную молитву, отпускающую усопшему его грехи, в которых он раскаялся при жизни и те, которые до сих пор тяготят и удручают душу его. После этой молитвы покойный переходит в жизнь загробную умиротворенным и примиренным с Господом нашим. Дабы усилить эффект отпевания, чтобы избавление от грехов было более явным для всех оплакивающих и скорбящих, такую молитву вкладывают усопшему перед погребением прямо в руку. Этот обычай Православной Церкви вступил в силу еще в одиннадцатом веке, когда Православный священник после отпевания вложил молитву о разрешении грехов в руку князя Александра Невского согласно его последней воле.

 

   После того, как была прочитана последняя молитва о разрешении грехов, следует последний ритуал обряда православного погребения – прощание с умершим. Скорбящие родственники и близкие люди обходят гроб с телом покойного и просят у него прощение, если есть за что, целуют иконку на груди и венчик на лбу покойного. Если захоронение происходит в закрытом гробу, целуют руку священнослужителя или крест на крышке самого гроба.

 

   После отпевания скорбящие родственники провожают гроб с телом усопшего на кладбище и придают его земле.

 

   Отпевание над крещеными младенцами происходит по-особенному. Так как они безгрешны, Церковь не молится о разрешении грехов, а уповают на Господа нашего принять их в Царство Небесное. Хотя младенцы не успели заслужить себе вечное Царствование, при святом крещении они очистились от грехов своих прародителей и вновь стали непорочными. Отпевание по младенческому чину возможно лишь до семилетнего возраста, после семи лет детки исповедуются на ряду со взрослыми. Некрещеных младенцев Церковь не отпевает.

 

   После отпевания гроб с телом усопшего опускают в могилу к востоку лицом, символизируя тем самым ожидание нового утра и рассвета лучшей жизни. Над могилой усопшего принято ставить восьмиконечные надгробные кресты, они напоминают христианам о том, что вход в Царство Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя нашего Иисуса. Традиция ставить кресты на могилу говорит о том, что умерший свято веровал в Распятого на кресте, носил крест священный при жизни и не расстанется с крестом после нее. Могильные кресты разрешены абсолютно любые из различных материалов. Деревянные или металлические кресты символизируют блаженное бессмертие верующего христианина и его грядущего воскресения.

 

   Православная Церковь не одобряет и не поддерживает кремацию тела умершего. Основополагающим факторов для такой позиции является самое первое  повеления Творца всего человечества: «земля еси и в землю отыдеши». Хотя и явного запрета этой процедуры в Священном писании тоже нет.